Как определить свой субъективный возраст

Хронологический (паспортный, календарный) возраст отражает то, сколько лет прожито, определяет социальные возможности человека, однако является сильно вариабельной величиной для предсказания функционального статуса человека. Ограниченное использование хронологического возраста как прогностического фактора поведения привело к развитию других мер самооценки возраста.

Мы, совместно с профессором, доктором психологических наук, Еленой Алексеевной Сергиенко (2011;2013), определяем субъективный возраст как репрезентацию человека о собственном возрасте, которая формируется под влиянием раннего опыта, глубинных и промежуточных личностных убеждений (правил жизни), групповых общевозрастных убеждений, установок (внутренних стандартов), социальных ролей, состояния физического и психического здоровья и социального капитала. Он описывает динамику возрастной идентичности — самовосприятие себя человеком на жизненном пути. Обеспечивает многомерный вид на жизненный путь человека и охватывает социальные, психологические, личностные аспекты и позволяет оценить некоторые поведенческие явления лучше, нежели хронологический возраст.

Шкала оценки когнитивного возраста Б. Барака

Для оценки субъективного возраста используется шкала оценки когнитивного возраста Б.Барака (four-item cognitive age scale). Шкала разработана Б. Бараком на основе модели возрастной идентичности человека «Age-of-me» Р. Кастенбаума и представляет собой форму самооценки своего субъективного «биологического», «эмоционального», «социального» и «интеллектуального» возраста. Данная шкала адаптирована в наших совместно с Е.А. Сергиенко исследованиях (Мелёхин, Сергиенко,2015).

Для облегчения оценки субъективного возраста нами был предложен пошаговый диагностический алгоритм:

Пошаговый алгоритм оценки субъективного возраста

Вначале проводится оценка хронологического (паспортного возраста) возраста. Следующим шагом является оценка четырех «внутренних» субъективных возрастов, направленных на определение особенностей возрастной идентификации внешнего вида, самоощущения, социальной активности и интересов (показано на схеме выше). При наличии трудностей в определении субъективного «биологического» возраста рекомендовано спросить человека: «На сколько лет Вы выглядите, когда смотрите в зеркало?».

Как интерпретировать полученные результаты

1. Рассчитать общий показатель субъективного возраста по следующей формуле:    

2. Проанализировать, насколько субъективный возраст отличается от хронологического возраста. Наличие расхождения:

  • ≤13 лет указывает на оптимальную когнитивную иллюзию возраста
  • ≥14 лет – наличие «защитного» невротического отрицания возраста (Курышева,2013), а также на возрастную дезориентацию (age disorientation).

3. Определяем индекс отрицания возраста (по Б. Бараку и Д. Рахтзу, 1999), который рассчитывается по следующей формуле:                                                     

где отрицательные значения — это наличие регрессии и свехрегрессии возраста; 0 — принятие собственного возраста; положительные значения — прогрессия и сверхпрогрессия возраста.

4. Анализируем, как «внутренние» субъективные возраста отличаются от хронологического возраста. Рекомендуем обращать внимание на расхождение между хронологическим возрастом и субъективным биологическим (выгляжу) и эмоциональным (чувствую) возрастом, т.к. они являются индикаторами изменений в физическом и психологическом благополучии. Появление изменений во внешнем виде и состоянии здоровья, является ситуацией вызова для человека. Это часто активирует у человека первичные защитные механизмы (отрицание) и защитную установку.

Заключение

Изменения в оценке субъективного возраста по шкале когнитивного возраста Б. Барака имеет высокую прогностическую роль в оценке изменении физического и психологического благополучия гериатрического пациента. Следует учитывать, что, с одной стороны, наличие положительной когнитивной иллюзии возраста выступает внутренним ресурсом, который способствует оптимистическому взгляду на себя, свою собственную жизнь и будущее, позволяет гибко справляться с вызовами, неудачами и потерями в жизни. С другой стороны, эта оценка является ментальной ловушкой стабильности и безопасности. Без наличия внешних и внутренних ресурсов у человека это стремление может привести к бунту против принятия себя, который сочетается с сильным страхом смерти, что сопровождается рисками развития аффективного спектра расстройств.

Если у Вас остались вопросы, можно смело задавать их автору @doctor_melehin

Цель статьи — образовательно-информационная.

Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.

Если у вас возникают вопросы, связанные со здоровьем,

проконсультируйтесь со своим доктором.

Читай журнал онлайн

Facebook

Инстаграм