Академия доктора Родионова. Инсульт: до и после. Современность и исторические представления

Инсульт — это тот случай, когда значение имеет каждая минута, при этом без крайне важна помощь грамотных врачей и поддержка близких. Книга доктора Кирилла Родионова — современного европейского невролога — «Инсульт: до и после» поможет нам понять, каким образом можно вылечить и предотвратить инсульт без лишних усилий и затрат.

Инсульт в современном мире

Кто-то из политиков прошлых веков сказал: «Смерть одного — это трагедия, смерть миллионов — это статистика». И хотя все знают, что пожар легче предупредить, чем потушить, что болезнь легче предупредить, чем потом лечить, далеко не все своевременно задумываются о самом эффективном способе избежать инсульта — о первичной профилактике.

Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет… До сих пор приходится слышать от пациентов это присловье. Может, конечно, и так, но сложно себе представить, что кому-то захочется провести последние годы жизни лежа без движения, а иногда и потеряв речь, и чтобы кто-то кормил с ложечки и менял памперсы. Наверное, все же лучше делать для профилактики все, что зависит от нас? Или как?

Даже после того как инсульт уже произошел, полноценную вторичную профилактику проводят не более 10% пациентов, то есть всего 10 человек из 100 заболевших.

Ежегодно инсульт впервые переносят около 16 млн человек, а 5,7 млн умирают от инсульта (данные за 2005 г.) Из оставшихся в живых до 60% становятся тяжелыми инвалидами, 30% имеют стойкие остаточные изменения и только 10% возвращаются к полноценной жизни.

И хотя в XIX веке не было такой страшной и впечатляющей статистики (ее попросту никто не подсчитывал), однако внезапность и крайняя тяжесть заболевания, которое могли наблюдать удрученные очевидцы и родственники, позволили А. Дюма написать следующие строки.

«Страшны не только смерть, старость или безумие, — сказал Вильфор, — существует, например, апоплексия — это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, и, однако, после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который, словно Ариель, был почти ангелом, становитесь недвижной массой, которая, подобно Калибану, уже почти животное; на человеческом языке это называется, как я уже сказал, попросту апоплексией».

Древние представления об инсульте

Самым древним упоминанием о болезни, напоминающей инсульт, можно назвать запись из древнеегипетских гробниц, которую ученые относят к XXV веку до н.э.

В 460-х гг. до н.э. Гиппократ упоминал об инсульте, описав случай потери сознания в результате заболевания головного мозга.

Позже Гален описал симптомы, которые начинаются с внезапной потери сознания, и обозначил их греческим термином «апоплексия», или «удар». С тех пор термин «апоплексия» достаточно прочно и надолго входит в медицину для обозначения как острого нарушения мозгового кровообращения, так и быстро развивающихся кровоизлияний в другие органы.

В начале XVII в. Уильям Гарвей изучил пути движения крови в организме, определил функцию сердца как насосную, описал процесс циркуляции крови. Эти знания заложили основу изучения причин возникновения инсульта и роли кровеносных сосудов в его формировании.

Важная статистика…

Большинство здоровых людей полагают, что им-то уж точно ничто не угрожает. Любой нормальный оптимист, услышав, что смертность от какой-то болезни составляет 5%, всегда воскликнет: «Но ведь 95% людей-то останутся живы!»

Давайте посвятим пару минут сухим цифрам статистики, касающейся инсульта…

За год на 100 тысяч человек происходит 300−500 инсультов. В разных регионах нашей страны эти показатели немного отличаются: в Москве ситуация чуть лучше, за Уралом, к примеру, хуже. Очевидно, это связано с выраженностью знакомых всем факторов риска: курение, алкоголизм, ожирение, гипертония, диабет, а также доступность медицинской помощи.

Гораздо лучше ситуация в Европе: в Италии, Швеции, Польше и Дании на те же 100 тысяч населения происходит всего лишь 150−200 инсультов. Если сравнить страны с наиболее высокими и наиболее низкими показателями заболеваемости инсультом, то разница достигает 3,7 раза у мужчин и 6,6 раза у женщин.

В первый месяц после инсульта умирают до 25% больных. Почти половина смертельных исходов в первые двое суток связана с обширностью поражения мозговой ткани. Из тех, кто выжил, около 70% больных к концу первого месяца имеют инвалидизирующие неврологические расстройства. Через полгода инвалидизация сохраняется у 40% пациентов, а к концу первого года — примерно у трети пациентов.

Иначе говоря, выжить и восстановиться после инсульта без последствий — это большое везение, сродни выигрышу в лотерею.

Отрывок из книги Кирилла Родионова «Инсульт: до и после» (Серия: «Академия доктора Родионова»)

Книгу можно приобрести на сайте book24.ru

Читай журнал онлайн

Facebook

Инстаграм