Пять лет назад мне довелось побывать в России. Не в той России, которая окружена асфальтовыми полосами Московской кольцевой автодороги и в которой я живу всю жизнь, а в той, настоящей России, в которую нужно из Москвы лететь три часа самолетом до маленького городка с оригинальным названием Советский, а потом еще два часа вертолетом... Потому что автомобильных дорог там не было и не будет; лишь зимой через реки и болота грейдеры расчищают снежный тракт с непривычным столичному уху названием «зимник». Работа была незамысловата — обследовать трудящихся газодобывающей отрасли непосредственно «в среде их обитания».
Необычное открытие ждало нас в первый же день. Мужчины 30–35 лет, которые приходили на прием, выглядели на 10–15 лет старше своего паспортного возраста. Взгляд на титульный лист амбулаторной карты, а затем на лица входивших не оставлял никакого сомнения: 35-летние работяги по внешнему виду вполне тянули на «полтинник». Состояние здоровья было соответствующим: повышенное давление, проблемы с печенью, хрипы в легких — полный джентльменский набор мужчины второй половины жизни.
В памяти возникла официальная статистика Минздрава: средняя продолжительность жизни россиянина в 2008 году составила 65,9 года, причем у мужчин этот показатель чуть превышал 60 лет, у женщин — 70 лет. Пару лет назад дело обстояло еще хуже, среднестатистический мужчина умирал, едва дожив до 57 лет. В рейтинге стран долгожителей, как ни печально, Россия занимает 161-е место.
Вспомним, какие факторы определяют вероятную продолжительность жизни. Они были рассчитаны еще в 80-х годах прошлого века экспертами Всемирной организации здравоохранения: по 20% приходится на наследственность и факторы окружающей среды, лишь 10% зависит от успехов медицины и, наконец, 50% зависит от условий и образа жизни.
Говорить о генетических факторах, безусловно, интересно, но на сегодняшний день все успехи генной инженерии и биотехнологии не в силах на практике повлиять на доставшуюся от родителей наследственность. На окружающую среду жаловаться тоже не приходилось. Чистый снег и прозрачный воздух, изумительные хвойные леса и чистейшие реки, стекающие с Уральского хребта на восток, не позволяли заподозрить неладное. Можно было бы, как это принято, обвинить во всем медицину, однако ежегодно к нашим труженикам тайги приезжали московские медики, дабы на ранних стадиях выявить и предупредить... Одним словом, диспансеризация.
Итак, под серьезное подозрение попали оставшиеся 50% — это образ жизни.
Прежде чем мы подробно поговорим о том, как повлиять на факторы, определяющие здоровье сердца и сосудов, давайте займемся серьезным научным прогнозированием. Попытаемся приблизительно рассчитать вероятность сердечно-сосудистого осложнения. Внимательные читатели моей первой книги уже проделывали этот эксперимент, а остальным я предлагаю сделать это прямо сейчас.
Итак, посмотрите на эту таблицу, она называется «шкала SCORE», в переводе — систематическая оценка коронарного риска. Она позволяет определить риск смерти в ближайшее десятилетие от сердечно-сосудистой патологии — ИБС, атеросклероза периферических и мозговых артерий, даже при отсутствии клинических проявлений болезни. Эта таблица была создана 10 лет назад по результатам двенадцати эпидемиологических исследований, которые проводились как в Европе, так и в России. В ходе разработки таблицы было изучено состояние здоровья 200 тысяч человек, так что ей можно верить.
Пользоваться таблицей очень просто! Вспомните свой пол, возраст, отношение к курению, измерьте давление и посмотрите в последнем анализе уровень холестерина.
Цифра, полученная на пересечении, и будет вероятностью гибели в течение следующих 10 лет. Кстати, высоким уже считается риск, равный 5%. Думаете, 5 из сотни — это немного? А если этим пятерым по 50 лет?
Эта же таблица хорошо демонстрирует, как снизится риск, если взяться за ум и бросить курить, полечить гипертонию, снизить холестерин. Неплохая идея — снизить вероятность инфаркта в 6 раз?
Риск будет выше в том случае, если близкие родственники в раннем возрасте умерли «от сердца», если у вас есть ожирение, болезни почек, ревматоидный артрит. Каждое из этих состояний еще больше увеличивает риск. Об этом поговорим чуть позже.
А как же быть тем, кто моложе 40 лет? Для них вроде бы в табличке места не предусмотрено. Действительно, у молодых людей возраст является самой мощной защитой против заболевания. Но тем не менее таблица относительного риска позволяет без труда понять, что у курильщика с высоким холестерином и высоким давлением риск будет в 6 раз выше, чем у молодого здорового человека без этих факторов риска. Пройдет немного времени, и все выстрелит.
Чуть не забыл сказать, что шкала SCORE годится только для тех людей, у которых нет ни ишемической болезни сердца, ни сахарного диабета, ни инфаркта миокарда, ни инсульта в прошлом. Если уже было что-то из перечисленного, то, увы, сердечно-сосудистый риск уже считается очень высоким.
Итак, оценили риск? Задумались? У меня есть для вас хорошие новости. Многое еще можно исправить.
“Здоровье сердца и сосудов” (Серия: Академия доктора Родионова)
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Не занимайтесь самолечением.
В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с доктором.