Эссенциальная гипертензия с позиции психосоматической медицины

Мы с Вами знаем, что нормальное АД поддерживается целым рядом регуляторных механизмов: периферические/центральные адреналовые влияния, гормональные, почечные и сосудистые факторы. Повышенное АД встречается у более 25% населения, долго протекает бессимптомно, и при отсутствии адекватного лечения приводит к сокращению жизни из-за развития болезней сердца, инсультов и поражения почек. Прогноз при артериальной гипертензии во многом зависит от лежащего в ее основе заболевания, возраста, пола, содержания холестерина в сыворотке крови, толерантности к глюкозе, курения и массы тела. Интересно, что почти у 70-90% людей с артериальной гипертензией не находят никаких из вышеперечисленных состояний, в том числе почечных, эндокринных и неврологических.

Симптоматика и дифференциальный диагноз

Первые жалобы у человека носят неспецифический характер: головокружение, состояние «оглушённости», изменения в памяти/концентрации внимания, а также в физической активности. Если же появляются жалобы на боли в сердце, нехватку воздуха при нагрузках или на стойкие, сильные хронические или острые головные боли, то речь может идти уже о сосудистых осложнениях артериальной гипертензии.

Прежде чем диагностировать гипертензию с преобладанием психосоматических факторов, необходимо исключить реальные реноваскулярные, эндокринные или кардиовазальные формы гипертензии — синдром Конна, феохромоцитому, стеноз устья аорты.

Психофизиологические особенности

Суета, стрессы любого вида приводят к преходящему, а у ряда людей — к длительному повышению АД. В ситуациях ожидания («невроз ожидания»), напряженной подготовки к чему-либо (гипермобилизация), при несчастных случаях, страхе, раздражительности, ярости, злости, озлоблении АД также повышается. Можно утверждать, что у людей с такой предрасположенностью «психосоматически» гипертоническая болезнь развивается как «функциональная патология». Вполне возможно! Но доказать это удается не всегда.

Показано, что при физических и эмоциональных нагрузках у нормо- и гипертоников (а также во время конфликтных ситуаций) происходит примерно параллельный выраженный подъем АД. Только при беседах о конфликтных ситуациях (когда приходится вновь переживать их, вспоминать) у гипертоников АД повышается несколько больше, чем у нормотоников. Этот факт говорит о склонности к гипермобилизации.

Мои клинические наблюдения показывают, что у гипертоников при изменениях в социальной роли, рабочем статусе, перед днем рождения отмечается повышение АД

Ситуация развития заболевания

По данным W. Grace и D. Graham артериальная гипертензия часто начинается тогда, когда человек пребывает в ситуации хронического напряженного ожидания, у него снижена толерантность к неопределенности.

У людей с артериальной гипертензией очень часто распространено «долженствование» в их мышлении: «Я должен быть готов…», «Кто если не я…», «Я принимаю все трудности на себя», «Я готова на все…».  Провоцирующими факторами часто бывают длительные состояния тревоги (переживания за что-то…), нехватка времени или чрезмерное давление времени, которое вызывает нарастающее напряжение. При этом может наблюдаться разрядка в форме враждебности, агрессивности. Но это часто не происходит в силу торможения, вытеснения. Или если происходит, то такая агрессия направлена на доверительных лиц человека.

Психологические особенности и формы защит

Единого личностного радикала людей с гипертензией нет, однако сами люди описывают себя как трудолюбивые, приверженные своему делу, ответственные, общительные. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию и неприязнь. Им свойственны следующие манифестные личностные свойства:

Представленные на рисунке свойства имеют важное значение для формирования характерных реакций подавления потребностей, воспринимаемых как опасные. Эти особенности формируют определенную линзу восприятия окружающего и поведение, что является формой защиты от собственных агрессивных побуждений.

Еще в работах Ф. Александера было показано, что центральной особенностью развития эссенциальной гипертензии у человека является постоянная борьба с нарастающим «враждебно-агрессивным чувством». В то же время у человека существуют трудности самоутверждения. Появляется страх потерять благосклонность, уважение, внимание других людей (значимых Других), поэтому они контролируют проявления своей враждебности. В детстве такие люди обычно склонны к приступам агрессии и ярости. Согласно Ф. Александеру бывший прежде агрессивным ребенком взрослый человек становится уступчивым и не может за себя постоять. Понимание вероятности потерять из-за своей агрессивности расположение близких людей заставляет ребенка контролировать свою враждебность и скрывать ее — подавлять.

Люди с артериальной гипертензией постоянно проявляют раздражительность, если сталкиваются с непреодолимым сопротивлением удовлетворять ту или иную свою потребность. Их стиль жизни навязывает им роль «ломовой лошади». Они застревают на многие годы на одной работе, редко меняют ее (даже если им недоплачивают, унижают и давят на них). Если они добиваются руководящего положения, им психологически трудно стать авторитетом для других. Они выполняют работу за других, не умея делегировать ее другим людям. Из этой тенденции к сверхсовествливости, долженствованию, излишнему чувству ответственности возникают усиленные чувства гнева, неприязни, раздражительности и агрессивности, которые со временем требуют все больших усилий для сдерживания.

Так развивается порочных круг, который приводит к хроническому состоянию гипермобилизации, чрезмерному напряжению. В. Бройтигам и П. Кристиан пишут, что характерная ситуация, провоцирующая гипертензию, представляет собой жизненные конфликты, которые мобилизуют враждебность и стремление к самоутверждению, а также одновременно создают возможность их свободного выражения.

У большинства людей с эссенциальной гипертензией часто нет должного осознания своей болезни. С позиции психоанализа внешне неправильное «невротическое поведение» оправдывается человеком как стремление к активности и помощи людям («кто если не я», «я должен», «я ответственна», «меня учили помогать…»). Но в ряде случаев с помощью психотерапии можно добиться изменений, если благодаря «дозреванию личности» (по В. Бройтигаму и П. Кристиану) устраняется ее односторонняя (одновершинная) направленность — в целом человек начинает ориентироваться в жизни абсолютно по-новому, но об этом мы поговорим в следующей статье.

Материал предоставлен @doctor_melehin.

Если у Вас остались вопросы по теме, можно смело задавать их автору!

 

 

Читай журнал онлайн

Facebook

Инстаграм